Материалы
НИР кафедры 2014
В отчетном году преподаватели кафедры английского языка проводили исследования по теме «Информационно-интерактивные технологии в преподавании иностранных языков и межкультурной коммуникации». В соответствии с этапом, предусмотренным планом НИР на 2011 год, проводилась разработка компьютерных обучающих и контрольных заданий по иностранным языкам. Согласно календарному плану работы на отчетный год:
- проведен анализ проблем совершенствования основных организационных форм учебно-воспитательного процесса в ВУЗе;
- рассмотрены инновационные технологии, существенно обогащающие преподавание иностранных языков в вузе;
- проанализированы методические возможности технологии коммуникативного обучения в рамках модулей для первого курса факультета физической культуры;
- определены методические возможности разноуровневого (дифференцированного) обучения в рамках языковой подготовки студентов-биологов;
- определены методические возможности технологии индивидуализации обучения как способа моделирования социального взаимодействия в рамках курса «Английский язык» для магистрантов;
- подготовлены руководства для практических занятий.
Результаты проведенного исследования оформлены и опубликованы в виде 2 практических руководств. Всего по результатам исследования подготовлено 55 публикаций.
практические руководства
1. Захарова, М.С. Английский язык в сфере туризма и сервиса: практ. рук. Для студентов специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» специализации 1-03 02 01 03 «Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность» / М.С. Захарова, В.Ю. Старокожева ; М-во образования РБ, Гом. Гос. Ун-т им. Ф. Скорины, 2014. – 46 с.
2. Алиферова Е.А. Английский язык. Профессиональная лексика :практ. пос. / Е.А. Алиферова, Т.В. Протопопова, О.Н. Чалова ; М-во образования РБ, Гом. Гос. Ун-т им. Ф. Скорины, 2014. – 48 с.
- статьи в научных журналах, сборниках из перечня ВАК
I. Известия Гомельского гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – 2014. – № 1 (82).
1. Акуліч, Ю.Я. Cемантыка дарогі ў вясельнай абраднасці Гомельшчыны / Ю.Я. Акуліч // Известия Гомельского гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – 2014. – № 1 (82). – С. 28–32.
2. Сажина, Е.В. Способы номинации в англоязычном полемическом дискурсе печатных СМИ / Е.В. Сажина. – Известия Гомель. гос. ун-та им. Ф. Скорины. Серия «Гуманитарные науки». – № 1 (82). – 2014. – С. 134.–139.
3. Хорсун, І.А. Спецыфіка беларускага мастацкага перакладу як культуралагічнай з’явы / І.А. Хорсун // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. – Беларусь: ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – №1(82). – С. 164–167.
II. Веснiк Мазырскага дзяржаỷнага педагагiчнага ỷнiверсiтэта iм. I.П. Шамякiна. – 2014. – № 3 (32).
1.Чалова, О.Н. Прагматический потенциал научного диалога / О.Н. Чалова / Веснiк Мазырскага дзяржаỷнага педагагiчнага ỷнiверсiтэта iм. I.П. Шамякiна. – 2014. – № 3 (32). .
III. Известия Гомельского гос. ун-та им. Ф. Скорины. – 2014. – № 4 (85). Гуманитарные науки.
1. Чалова, О.Н. Сходства и различия между коммуникативно-прагматической организацией англо- и русскоязычной научной дискуссией / О.Н. Чалова / Изв. Гомельского гос. ун-та им. Ф. Скорины. – 2014. – № 4 (85). Гуманитар. науки. – С. 153–157.
2. Хорсун, І.А. Язэп Семяжон перакладчык Шэкспiра / І.А. Хорсун // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины.– Беларусь: ГГУ им. Ф. Скорины, 2014.
IV. Веснік МДПУ імя I.П. Шамякіна. Серия «Філалагічныя навукі». – № 1 (42). – 2014.
1. Сажина, Е.В. Языковые признаки согласия/несогласия в англоязычных и русскоязычных откликах читателей (на материале британской и белорусской прессы) / Е.В. Сажина. – Веснік МДПУ імя I.П. Шамякіна. Серия «Філалагічныя навукі». – № 1 (42). – 2014. – С. 144–148.
V. Штомесячны навуковы i метадычны часопiс «Роднае слова» ¬– Беларусь, 2014. – №5. – С. 25–28.
1. Хорсун, І.А. Санет 130 Уільяма Шэкспіра: лінгвістычны аналіз перакладаў Уладзіміра Дубоўкі і Самуіла Маршака / І.А. Хорсун // Штомесячны навуковы i метадычны часопiс «Роднае слова» ¬– Беларусь, 2014. – №5. – С. 25–28.
- статьи в зарубежных журналах
I. Лингвистический вестник: сб. науч. ст. Вып. 9. Брянск.гос. ун-т им. ак. И.Г. Петровского. – 2014.
1. Захарова, М.С. Лингвистические средства выражения диалогичности художественного текста / М.С. Захарова // Лингвистический вестник: сб. науч. ст. Вып. 9. / Ф-т иностр. яз-в Брянск.гос. ун-та им. ак. И.Г. Петровского; редкол.: И.Ю. Иевлева [и др.]. – Брянск, 2014.
2. Сажина, Е.В. Лингвистические параметры англоязычного полемического дискурса печатных СМИ / Е.В. Сажина // Сб. науч. тр. «Лингвистический вестник». Вып. 9. – Брянск, 2014.
II. Сообщество учителей английского языка: Интерактивный научно-методический журнал. – 2014. – № 2.
1. Чалова, О.Н. Исследовательские направления изучения научной коммуникации / О.Н. Чалова // Сообщество учителей английского языка : интерактивный научно-методический журнал ; редкол. : А.П. Гулов (отв. ред.) [и др.]. – Старый Оскол. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://tea4er.ru/home/volume2. – Дата доступа : 30.05.2014.
2. Чалова, О.Н. Научная полемика и другие разновидности научных дискуссий / О.Н. Чалова // Сообщество учителей английского языка : интерактивный научно-методический журнал ; редкол. : А.П. Гулов (отв. ред.) [и др.]. – Старый Оскол. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://tea4er.ru/home/volume2. – Дата доступа : 30.10.2014.
III. Сообщество учителей английского языка: Интерактивный научно-методический журнал. – 2014. – № 4.
1. Акулич, Ю.Е. Электронное тестирование для контроля уровня владения навыками говорения посредством речевых ситуаций / Акулич Ю.Е. // Современные проблемы лингводидактики и теории языка: интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка» [Электронный ресурс]. – 2014. – № 4. – Режим доступа: http://tea4er.ru/home/volume4. – Дата доступа: 25.11.2014.
2. Акулич, Ю.Е. Особенности обучения иностранному языку студентов физического профиля / Акулич Ю.Е. // Современные проблемы лингводидактики и теории языка: интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка» [Электронный ресурс]. – 2014. – № 4. – Режим доступа: http://tea4er.ru/home/volume4. – Дата доступа: 25.11.2014.
IV. Сообщество учителей английского языка: Интерактивный научно-методический журнал. – 2014. – № 5.
1. Петухова Г.Н. Организация контроля знаний при модульном обучении иностранному языку / Г.Н. Петухова // [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: tea4er.ru/volume5/3244-2013-05-02-15-05-43 – Дата доступа: 14.11.2014.
2. Петухова Г.Н. Преимущества использования учебных модулей при обучении иностранному языку / Г.Н. Петухова // [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: tea4er.ru/volume5/3244-2013-05-02-15-05-43 – Дата доступа: 14.11.2014.
3. Петухова Г.Н. О необходимости обучению студентов самостоятельной деятельности / Г.Н. Петухова // [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: tea4er.ru/volume5/3244-2013-05-02-15-05-43 – Дата доступа: 14.11.2014.
4. Сажина, Е.В. Особенности организации процесса иноязычного обучения магистрантов неязыковых специальностей дневной формы обучения / Е.В. Сажина. – Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка» [Электронный ресурс]. – 2014. – № 5. – Режим доступа: http://tea4er.ru/home/volume5. – Дата доступа: 20.11.2014.
5. Сажина, Е.В. Семантика широкозначных глаголов в англоязычном рекламном дискурсе / Е.В. Сажина, Н.В. Пецевич. – Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка» [Электронный ресурс]. – 2014. – № 5. – Режим доступа: http://tea4er.ru/home/volume5. – Дата доступа: 20.11.2014.
V. Сообщество учителей английского языка: Интерактивный научно-методический журнал. – 2014. – № 6.
1. Захарова, М.С. Языковые средства реализации диалогичности научного текста / М.С. Захарова // Сообщество учителей английского языка: интерактивный научно-методический онлайн-журнал [Электронный ресурс]. – Россия, Старый Оскол, 2014. – Режим доступа: http: //tea4er.ru/home. – Дата доступа: 20.10.2014.
2. Захарова, М.С. 4. Захарова, М.С. Современные педагогические технологии в обучении иностранным языкам / М.С. Захарова // Сообщество учителей английского языка : интерактивный научно-методический онлайн-журнал [Электронный ресурс]. – Россия, Старый Оскол, 2014. – Режим доступа : http: //tea4er.ru/home. – Дата доступа : 15.12.2014.
3. Сажина, Е.В. Языковые средства реализации стратегии убеждения в англоязычном политическом дискурсе / Е.В. Сажина, А.А. Коноплева. – Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка» [Электронный ресурс]. – 2014. – № 6. – Режим доступа: http://tea4er.ru/home/volume6. – Дата доступа: 20.11.2014.
4. Сажина Е.В. Образовательные возможности новых информационных технологий в обучении иностранному языку магистрантов неязыковых специальностей / Е.В. Сажина. – Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка» [Электронный ресурс]. – 2014. – № 6. – Режим доступа: http://tea4er.ru/home/volume6. – Дата доступа: 20.11.2014.
5. Короткая, М.В. Необходимость обучения терминологической лексике IT-студентов / М.В. Короткая // Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка» [Электронный ресурс]. – 2014. – № 6. – Режим доступа: http://tea4er.ru/home/volume6. – Дата доступа: 30.11.2014.
6. Лозовская, Т.В. Игра как способ обучения спонтанной иноязычной речи студентов неязыковых специальностей / Т.В. Лозовская // Современные проблемы лингводидактики и теории языка: интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка», Старый Оскол. – 2014. – №6.
7. Лозовская, Т.В. О проблемах организации обучения английскому языку студентов технических специальностей / Т.В. Лозовская // Современные проблемы лингводидактики и теории языка: интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка», Старый Оскол. – 2014. – №6.
8. Старокожева, В.Ю. Роль профессионально ориентированного иностранного языка в программе подготовки современного спортсмена в вузе / В.Ю. Старокожева // Современные проблемы лингводидактики и теории языка: интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка», Старый Оскол. – 2014. – №6.
9. Старокожева, В.Ю. Использование сети Интернет при обучении английскому языку на неязыковых специальностях в вузе / В.Ю. Старокожева // Современные проблемы лингводидактики и теории языка: интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка», Старый Оскол. – 2014. – №6.
10. Чернякова, Е.А. Использование Интернет-ресурсов при обучении грамматике английского языка на неязыковых специальностях ВУЗа / Е.А. Чернякова. – Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка» [Электронный ресурс]. – 2014. – № 6. – Режим доступа: http://tea4er.ru/home/volume6. – Дата доступа: 24.11.2014.
11. Чернякова, Е.А. Работа с презентациями в Power Point для развития коммуникативных навыков студентов / Е.А. Чернякова. – Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка» [Электронный ресурс]. – 2014. – № 6. – Режим доступа: http://tea4er.ru/home/volume6. – Дата доступа: 24.11.2014.
12. Петухова, Г.Н. Организация контроля знаний при модульном обучении иностранному языку / Г.Н. Петухова. – Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка» [Электронный ресурс]. – 2014. – № 6. – Режим доступа: http://tea4er.ru/home/volume6. – Дата доступа: 12.12.2014.
13. Петухова, Г.Н. о необходимости обучения студентов самостоятельной деятельности / Г.Н. Петухова. – Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка» [Электронный ресурс]. – 2014. – № 6. – Режим доступа: http://tea4er.ru/home/volume6. – Дата доступа: 12.12.2014.
14. Петухова, Г.Н. Преимущества использования учебных модулей при обучении иностранному языку / Г.Н. Петухова. – Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка» [Электронный ресурс]. – 2014. – № 6. – Режим доступа: http://tea4er.ru/home/volume6. – Дата доступа: 12.12.2014.
VI. Современные технологии и тактики в преподавании профессионально-ориентированного иностранного языка: сб. науч. ст. Вып. 2. Российский ун-т дружбы народов. – Москва, 2014.
1. Захарова, М.С. Образовательные возможности информационных технологий при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку / М.С. Захарова // Современные технологии и тактики в преподавании профессионально-ориентированного иностранного языка: сб. науч. ст. Вып. 2./ К-раиностр. яз-в Российского ун-та дружбы народов. – Москва, 2014.
2. Сажина, Е.В. Проблемы организации и управления учебной деятельностью магистрантов неязыковых специальностей по освоению языковой компетенции / Е.В. Сажина // Сб. науч. тр. «Современные технологии и тактики в преподавании профессионально ориентированного иностранного языка». – Москва, 2014.
3. Лозовская, Т.В. Основные критерии отбора кейсов для обучения иноязычной речи студентов психологического факультета / Т.В. Лозовская // Современные технологии и тактики в преподавании профессионально ориентированного иностранного языка : сб. науч. статей. – РУДН, Москва, 2014.
4. Старокожева, В.Ю. Формирование профессиональной иноязычной компетенции у студентов неязыковых специальностей в вузе / В.Ю. Старокожева // Современные технологии и тактики в преподавании профессионально ориентированного иностранного языка : сб. науч. статей. – РУДН. – Москва, 2014.
- статьи в научных изданиях (сборниках научных трудов)
I. Фалькларыстычныя даследванні: кантэкст, тыпалогія, сувязі. – Мінск, 2014. – Выпуск 10.
1. Акулич, Ю.Е. Камунікатыўнаяпрыродавясельнайабраднасці / Ю.Я. Акуліч // Зборнікнавуковыхартыкулаў / Фалькларыстычныядаследванні: кантэкст, тыпалогія, сувязі. – Мінск, 2014. – Выпуск 10. – С. 57 – 62.
II. Фалькларыстычныя даследванні: кантэкст, тыпалогія, сувязі. – Мінск, 2014. – Выпуск 11.
1. Акулич, Ю.Е. Сінтэзкамунікатыўна-функцыянальнага і мастацкага ў вясельныхпесняхГомельшчыны / Ю.Я. Акуліч // Зборнікнавуковыхартыкулаў / Фалькларыстычныядаследванні: кантэкст, тыпалогія, сувязі. – Мінск, 2014. – Выпуск 11. – С. 118 – 125.
III. Актуальныя праблемы тэоріі літаратуры і фальклору: працы кафедры тэорыі літаратуры. – Мінск, 2014. – Выпуск 3.
1. Акуліч, Ю. Е. Канцэпт дарогі ў вясельнай паэзіі Гомельшчыны / Ю.Я. Акуліч // Актуальныя праблемы тэоріі літаратуры і фальклору: працы кафедры тэорыі літаратуры. – Мінск, 2014. – Выпуск 3. – С. 121 – 126. IV. Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранного языка. – Гомель, 2014.
1. Акуліч, Ю. Е. Коммуникативная самопрезентация» и «коммуникативная дистанция» в моделировании межкультурного общения/ Акулич Ю.Е. // Сб. науч. тр. / «Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранного языка». – Гомель, 2014. – C. 137–142.
2. Чалова, О.Н.Оценочность и интеррогативность научного диалога / О.Н. Чалова / Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков : сб. науч. тр. : редкол. : Г.Н. Игнатюк (отв. ред.) [и др.]. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины. – 2014. – С. 122–124.
3. Сажина, Е.В. Способы номинации в русскоязычном полемическом дискурсе печатных СМИ (на материале белорусской прессы) / Е.В. Сажина // Сб. науч. тр. / «Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранного языка». – Гомель, 2014.
4. Короткая, М.В. Особенности развития словообразовательной системы в английском и немецком языках / М.В. Короткая // Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранного языка : сб. науч. Статей / ГГУ им. Ф. Скорины. – Гомель, 2014. – С. 13–18.
5. Лозовская, Т.В. Организация профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов технических специальностей / Т.В. Лозовская // Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранного языка : сб. науч. статей : редкол. : Г.Н. Игнатюк (отв. ред.) [и др.]. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – С. 111–115.
6. Чернякова, Е.А. Использование Интернет-ресурсов при обучении аудированию на неязыковых факультетах. – Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранного языка: Сборник научных статей. – Выпуск 4. – Гомель, 2014. – с.179.
V. Христианский гуманизм и его традиции в славянской культуре : сб. науч. статей. Вып 9. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2014.
1. Лозовская, Т.В. Проблемы формирования морально-нравственных ценностей студенческой молодежи / Т.В. Лозовская // Христианский гуманизм и его традиции в славянской культуре : сб. науч. статей. Вып 9. / редкол. : Т.Н. Усольцева (отв. ред.) [и др.]. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – С. 104–108.
VI. Шекспировские чтения. Сб. статей Науч. совета РАН «История мировой культуры». – Минск, 2014.
1. Хорсун, И.А. Сонет 130 У. Шекспира в переводах на русский и белорусский языки: общее и специфическое / И.А. Хорсун // Шекспировские чтения. Науч. совет РАН «История мировой культуры» / отв. ред. А. В. Бартошевич. – М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014.
VII. Сборник научных статей III Международной научной конференции «Русская и белорусская литературы рубежа CC – CCI веков». – Мн.: БГУ, 2014.
1. Хорсун, И.А. Сонет 1 У. Шекспира: анализ белорусского и русского вариантов переводов / И.А. Хорсун // Сборник научных статей III Международной научной конференции «Русская и белорусская литературы рубежа CC – CCI веков». – Мн.: БГУ, 2014.
VIII. Зборнік навуковых работ «Спадчына І.Я. Навуменкі і актуальныя праблемы літаратуразнаўства». – Г.: ГДУ ім. Ф. Скарыны, 2014.
1. Хорсун, І.А. Рэцэпцыя У. Шэкспіра ў беларускай традыцыі / І.А. Хорсун // Зборнік навуковых работ «Спадчына І.Я. Навуменкі і актуальныя праблемы літаратуразнаўства». – Г.: ГДУ ім. Ф. Скарыны, 2014.
Материалы конференций
- международных:
I. Международная научная конференция «Актуальные проблемы романо-германской филологии и методики преподавания иностранных языков», 24 октября 2014, ГГУ им. Ф. Скорины, Гомель.
1.Чалова, О.Н. Уникальность устной научной дискуссии как жанра научного дискурса / О.Н. Чалова // Актуальные проблемы романо-германской филологии и методики преподавания иностранных языков : мат-лы IV Международной науч. конф., Гомель / Гомел. гос. ун-т им. Ф. Скорины ; редкол. : Г.Н. Игнатюк (отв. ред.) [и др.]. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – С. 184–186.
2. Сажина, Е.В. Перспективы исследования англоязычного полемического дискурса печатных СМИ / Е.В. Сажина // Мат-лы Респуб. науч. конф. «Актуальные проблемы Романо-германской филологии и методики преподавания иностранных языков», 25 октября 2014 г. : [материалы] / редколлегия : Л. С. Банникова (отв. ред.) [и др.]. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – С. 177–180.
3. Вегеро, М.В. Условия организации дифференцированного обучения иностранному языку на неязыковых факультетах университета / М.В. Вегеро // Актуальные проблемы романо-германской филологии и методики преподавания иностранных языков : материалы IV международной конференции, Гомель, 24 октября, 2014г. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – С. 11-14.
- республиканских:
I. XVII Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков», 28 февраля 2014 г., Брест.
1. Чалова, О.Н. Роль факультативных реплик в структурном и содержательном развитии научного диалога (на материале стенограмм англо- и русскоязычных научных дискуссий) / О.Н. Чалова // Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков : материалы XVII Респ. науч.-практ. конф., Брест, 28 февр. 2014 г.: в 2 ч. / Брест. гос. пед. ун-т им. А.С. Пушкина ; редкол. : В.Ф. Сатинова [и др.]. – Брест :БрГУ. – Ч. 1. – С. 157–159.
II. «Актуальные проблемы педагогических исследований». Республ. конф., посвящ. 100-летию БГПУ, г. Минск, 25 апр. 2014 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка. – Минск : БГПУ, 2014.
1. Вегеро, М.В. Оценка уровня учебных достижений студентов классического университета по иностранному языку как педагогическая проблема / М.В. Вегеро // Актуальные проблемы педагогических исследований : материалы конф., посвящ. 100-летию БГПУ, г. Минск, 25 апр. 2014 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка. – Минск : БГПУ, 2014. – 128 C. 32–34.