Материалы

НИР кафедры 2012

В 2012 году преподаватели кафедры английского языка проводили исследования по теме «Информационно-интерактивные технологии в преподавании иностранных языков и межкультурной коммуникации. Основными направлениями научной деятельности кафедры явились:

- анализ воспитательного и развивающего потенциала основных организационных форм учебно-воспитательного процесса в ВУЗе;

- определение дидактических возможностей информационно-интерактивных технологий  как средства обеспечения  личностно-ориентированного подхода к обучению иностранному языку;

-  установление дидактических возможностей обучающих презентаций в PowerPoint по аспектам языка;

- выявление способов совершенствования воспитательного и развивающего потенциала лабораторных и практических занятий в зависимости от цели и  содержания образования;

- определение культуроведческих компонентов для включения в содержание учебной  дисциплины «Английский язык» для студентов неязыковых специальностей;

- разработка методических рекомендаций для преподавателей по использованию  учебных Интернет- ресурсов на занятиях по иностранному языку.

По результатам исследования подготовлено 2 монографии и более 65 публикаций. Преподавателями кафедры также оформлены 12 актов о внедрении результатов НИОКР в учебный процесс.

  ПУБЛИКАЦИИ: 

 - монографии:

1. Сажина, Е.В. Полемический дискурс. Языковое воплощение структурных, функционально-прагматических и лингвокультурных особенностей: монография / Е.В. Сажина. – Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 260 с. 

2. Протопопова, Т.В. Поэтика экспрессионистских новелл Леонгарда Франка (по циклу новелл «Человек добр») / Т.В. Протопопова. – Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 150с.

 - практические руководства:

1. Старокожева, В.Ю., Протопопова, Т.В.  Английский язык: практическое руководство (для студентов специальности 1–03 02 01 «Физическая культура») / В.Ю. Старокожева, Т.В. Протопопова; М-во образования РБ; Гомельск. гос. ун-т им. Ф. Скорины.  – Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2011. –  48 с.

2. Старокожева, В.Ю., Акулич, Ю.Е. Английский язык: практическое руководство (для студентов специальности 1‒53 01 02 «Автоматизированные системы обработки информации»)  / В.Ю. Старокожева, Ю.Е. Акулич; М-во образования РБ; Гомельск. гос. ун-т им. Ф. Скорины.  – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2012. ‒ 48 с.

3. Захарова, М.С., Старокожева, В.Ю. Английский язык: практическое руководство (для студентов специальности  1–03 02 01 «Физическая культура») /  М.С. Захарова,  В.Ю. Старокожева; М-во образования РБ; Гомельск. гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель:  ГГУ им.  Ф. Скорины, 2012. ‒  47 с.

4. Короткая, М.В., Петухова, Г.Н. Английский язык: практическое руководство (для студентов 1 курса математического факультета специальности 1-31 03 01-02 «Математика (научно-педагогическая деятельность)» по разделу «Геометрия») /  М.В. Короткая, Г.Н. Петухова;    М-во образования РБ; Гомельск. гос. ун-т им. Ф. Скорины. –  Гомель: ГГУ им.Ф.Скорины, 2012.  – 46 c.

5. Сажина, Е.В. Английский язык: тексты для чтения и обсуждения:               практическое пособие (для студентов 1–2 курсов специальности  1-33 01 02  «Геоэкология») /   Е.В. Сажина;  М-во образования РБ; Гомельск. гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2012. – 45 с.

 - статьи в научных журналах, сборниках из перечня ВАК:

I. Вестник Мозырского государственного педагогического университета имени И.П. Шамякина.

  1. Чалова, О.Н. Роль категории вежливости в коммуникативной организации научного дискурса / О.Н. Чалова / Веснiк Мазырскага дзяржаỷнага педагагiчнага ỷнiверсiтэта iм. I.П. Шамякiна. – 2012. – № 2 (35). – С. 113–118.
  2. II.       Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины.
  3. Сажина, Е.В. Лексико-грамматическая структура текстов проблемных статей (на материале англоязычной прессы) / Е.В. Сажина. // Известия Гомельск. гос. ун-та.  Сер.  Гуманитарные науки. – 2012. – № 1 (70). – С. 42–47.
  4. Захарова, М.С. Семантизация лексем из эпиграфа при рекурренции в   тексте произведения  /  М.С. Захарова // Известия Гомельск. гос. ун-та.  Сер.  Гуманитарные науки. – 2012. – № 1 (70). – С. 19–23.

 - статьи в зарубежных журналах:

 I. Вопросы изучения современных языков и культур (Россия, Санкт-Петербург). – 2012. – № 2.

1. Поборцева, Е.В., Алиферова, Е.А. Особенности организации дистанционного обучения иностранным языкам в вузе.  –  С. 53–57.

2. Протопопова, Т.В. Мотив крика в живописи и литературе экспрессионизма (Э. Мунк и Л. Франк). – С. 24–29.

3. Сажина, Е.В. Диалогизация откликов читателей в англоязычной прессе. –  С. 95–97.

4. Старокожева, В.Ю. Использование принципа наглядности при обучении иностраннму языку на неязыковых специальностях в ВУЗе. –         С. 60–63.

5. Хорсун, И.А. Нарицательность имен героев Шекспира. –  С. 30–33.

6. Чалова О.Н. Лингвопрагматические особенности научного полемического дискурса (на материале англо- и русскоязычных научных дискуссий. С. 112–115.

II. Сообщество учителей английского языка: интерактивный научно-методический журнал (Россия, Старый Оскол). – 2012. – № 1.

  1. Захарова, М.С. Направления и формы организации воспитательной работы в вузе.
  2. 2. Сажина, Е.В. Эмоциональная составляющая лексического потенциала откликов читателей (на материале англоязычной прессы).

3. Чалова, О.Н. Модели речевого поведения участников научной коммуникации (на материале стенограмм устных научных дискуссий).

 III. Сообщество учителей английского языка: интерактивный научно-методический журнал (Россия, Старый Оскол). – 2012. – № 2.

1. Сажина, Е.В. Языковые особенности дискурсивных жанров полемического дискурса.

2. Сажина, Е.В. Особенности организации процесса иноязычного обучения магистрантов неязыковых специальностей заочной формы обучения.

3. Чалова, О.Н. Негативные вербальные реакции в научном полемическом диалоге (на материале английского и русского языков).

4. Чернякова, Е.А. Выражение наиболее значимых концептов английского и французского национальных культурных миров через фразеологические единицы.

           IV. Сообщество учителей английского языка: интерактивный научно-методический журнал  (Россия, Старый Оскол). – 2012. – № 3.

1. Захарова, М.С. Диактические возможности интерактивных технологий при обучении иностранному языку в высшей школе.

2. Короткая, М.В. Обучение ИТ-студентов профессионально-ориентированной лексике на материале специальных текстов.

3. Протопопова Т.В., Старокожева В.Ю. Аспекты обучения английскому языку на неязыковых факультетах: формирование лексических навыков речи.

4. Петухова, Г.Н. Преимущества использования программы Microsoft PowerPoint на занятиях по иностранному языку.

 - статьи в научных изданиях (сборниках научных трудов):

 I. Лингвистика и методика в высшей школе. Сборник научных статей (Беларусь, Гродно). – 2012. – Вып. 4.

  1. Акулич Ю.Е., Старокожева В.Ю. Использование коммуникативно-прагматической ситуации «регулятивность» в обучении говорению на иностранном языке в вузе».  – С. 221–227.
  2. Алиферова Е.А., Поборцева Е.В. Об особенностях  реализации принципа коммуникативности средствами интернет-технологий при обучении иностранному языку в вузе. – С. 227–231.

 - материалы конференций:

 -         международных:

  1. I.         VIII mezinárodní vědecko - praktická konference «Moderní vymoženosti vědy – 2012»   (19 января 2012 г., Прага).
  2. Сажина Е.В. Индивидуализация процесса обучения студентов иностранным языкам в вузе. – С. 11–13.

II. Международная научная конференция «Язык. Общество. Проблемы межкультурной коммуникации» (20–21 марта 2012 г., Гродно).

1. Акулич Ю.Е., Старокожева В.Ю. Модульная технология как средство развития студента на занятиях по иностранному языку. – С. 113–115.

2. Хорсун, И.А., Петухова, Г.Н. Национальная специфика фразеологических единиц и способы ее передачи на другой язык. – С. 115–118.

3. Чалова, О.Н. Объем и границы диалогических единств в устной научной дискуссии (на материале английского и русского языков). – С. 126–128.

III. Международная научно-практическая конференция «Пути повышения качества профессиональной подготовки педагога» (29–30 марта 2012 г., Мозырь).

  1. Акулич Ю.Е., Старокожева В.Ю. Организация дифференцированного подхода при обучении иностранному языку на неязыковых специальностях в вузе.  – С. 96–98.
  2. Алиферова Е.А., Поборцева Е.В. Условия формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. – С. 56–59.
  3. Костырко М.Ф., Старокожева В.Ю. Функции педагогического мониторинга в вузе. – С. 110–112.
  4. Хорсун, И.А. Виртуальная среда как одно из условий развития профессиональной компетентности специалиста. – С. 94–96.
  5. Чалова, О.Н. Повышение качества преподавания иностранного языка в вузе. – С. 209–211.
  6. III.      Международная научно-практическая конференция молодых исследователей «Содружество наук. Барановичи-2012» (23–24 мая 2012 г., Барановичи).
  7. Акулич Ю.Е., Старокожева В.Ю. Преимущества использования интернет-технологий на занятиях по иностранному языку в учреждениях высшего образования.
  8. IV.    Международная научно-практическая конференция «Язык – когниция – социум» (12 – 13 ноября 2012 г., Минск).
    1. Сажина, Е.В. Социокультурный след в языке полемического дискурса. – С. 137–139.
    2. Чалова, О.Н. Речевое поведение участников научной дискуссии в ситуации полемического общения. – С. 189–191.

VI. Международная научно-методическая конференция «Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: подготовка кадров в условиях инновационного развития Республики Беларусь» (14–15 июня  2012 г., Гомель).

        1. Петухова, Г.Н., Хорсун, И.А. Культура речи как языковая политика. – С. 156–158.

 -         республиканских:

  1. I.    XVI Республиканская научная конференция «Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков» (24 февраля 2012 г., Брест).
  2. Хорсун И.А. Отзвуки «новаторства» Уолта Уитмена в русской поэзии. – С. 129 – 131.
  3. Акулич Ю.Е., Старокожева В.Ю. Роль коммуникативно-прагматической ситуации «коммуникативная эмоциональность и приветливость» в литературе. – С. 20–22.
  4. Чалова, О.Н. Структурные модели диалогических единств в устной научной дискуссии (на материале английского и русского языков). – С. 40 – 42.
  5. Поляк, Н.Ю., Акулич, Ю.Е. Проблемы становления и развития духовно-нравственного потенциала молодежи. – С. 126 – 128.
  6. Протопопова Т.В. Категории времени и пространства в цикл еновелл Л.Франка «Человек добр». – С. 192–195.
  7. II.              Республиканская научно-практическая конференция «Идейно-нравственное и духовное саморазвитие учащейся и студенческой молодежи»  (25 октября 2012 г., Гомель).
  8. Алиферова Е.А., Поборцева Е.В. Основы формирования правовой культуры при организации процесса обучения в вузе. – С. 185–188.
  9. Старокожева В.Ю., Протопопова Т.В. Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции студентов. – С. 42–45.
  10. Сажина, Е.В. Особенности  организации процесса идейно-нравственного и духовного воспитания студенческой молодежи (на примере работы кафедры английского языка). – С. – 162–164.
  11. Акулич Ю.Е., Старокожева, В.Ю. Духовное развитие студентов неязыковых специальностей в вузе. – С. 110 – 112.

 

  1. III.           III Республиканская научно-практическая конференция «Использование передовых технологий обучения в учреждении образования» (20-21 октября 2012 г., Гродно).
  2. Старокожева, В.Ю., Протопопова, Т.В. Использование сказкотерапии при обучении иностранному языку в начальной школе. – С. 409–412.
  3. IV.    IX Республиканская научно-практическая конференция преподавателей и студентов «Образовательные перспективы в изучении иностранных языков» (21 марта 2012 г., Брест).
  4. Захарова, М.С., Старокожева, В.Ю. Направления и формы организации идейно-воспитательной работы в ВУЗе. – С. 409–412.

V. IV Республиканская научно-практическая конференция «Коммуникативные технологии в системе современных экономических отношений» (2-3 февр. 2012 г., Минск).

1. Сажина, Е.В. Лексическая структура комментариев (на материале англоязычного экономического дискурса). – С. 32–33.

 

-         областных, вузовских:

  1. I.    IХ межвузовская научно-практическая конференция преподавателей и студентов «Образовательные перспективы в изучении иностранных языков» (21 марта 2012 г., Брест).
  2. Хорсун, И.А., Петухова, Г.Н. Внедрение новых информационных технологий на уроках иностранного языка. – С. 198 – 201.

II. Научно-методическая конференция «Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: подготовка кадров в условиях инновационного развития Республики Беларусь» (14-15 марта 2012 г., Гомель).

  1. Акулич, Ю.Е. Роль информационных ресурсов в организации самостоятельной работы студентов. – С. 18 – 21.
  2. Акулич, Ю.Е., Старокожева, В.Ю. Работа куратора как вид профессионально-педагогической деятельности. – С. 27–29.
  3. Бурцева, Г.В., Акутина, Л.И. Роль английского языка в профессиональной адаптации  будущих специалистов. – С. 43–45.
  4. Короткая, М.В., Петухова, Г.Н. Роль английского языка в подготовке квалифицированных IT-специалистов. – С. 164 – 167.
  5. Костырко, М.Ф., Старокожева, В.Ю. Оценка качества учебного процесса в ГГУ им. Ф. Скорины. – С. 181–183.
  6. Захарова М.С., Сажина Е.В. Оптимизация процесса иноязычного обучения  (на примере магистрантов и аспирантов неязыковых специальностей). – С. 124 – 127.
  7. Сокорева, С.И. Дидактический потенциал проектной методики обучения иностранному языку. – С. 270–273.
  8. Старокожева В.Ю., Протопопова Т.В. Специфика работы куратора по приобщению к иноязычной культуре. – С. 274 – 276.
  9.  Протопопова, Т.В., Старокожева, В.Ю. Профессиональное развитие студентов неязыковых специальностей. – С. 242–244.
  10.  Алиферова Е.А., Поборцева Е.В. К вопросу о воспитательных аспектах  процесса обучения  иностранному языку в вузе. – С. 21–24.
  11.  Протопопова, Т.В. Казимирский, Г.Л. О важности самостоятельной работы над языком в процессе учебной деятельности студентов. – С. 61 – 64.
  12.  Кузьминых, Л.П., Смолова, Т.В. О проблеме формирования  социокультурной и профессиональной компетенции студентов при изучении иностранных языков. – С. 353–356.
  13.  Смолова Т.В., Кузьминых Л.П. О применении информационных технологий в дистанционном обучении иностранным языкам. – С. 250–252.
  14.  Чалова, О.Н. Воспитательный потенциал занятий по иностранному языку. – С. 370–371.

 

 

 

 

Контактная информация

Адрес246019,г.Гомель,ул.Советская, 102 (корпус 5)

Телефон:  +375 (232) 57-61-93

Интернет-адрес:  http://forlang.gsu.by

Декан факультета:  Сажина Елена Владимировна