Материалы
НИР кафедры 2012
В 2012 году преподаватели кафедры английского языка проводили исследования по теме «Информационно-интерактивные технологии в преподавании иностранных языков и межкультурной коммуникации. Основными направлениями научной деятельности кафедры явились:
- анализ воспитательного и развивающего потенциала основных организационных форм учебно-воспитательного процесса в ВУЗе;
- определение дидактических возможностей информационно-интерактивных технологий как средства обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучению иностранному языку;
- установление дидактических возможностей обучающих презентаций в PowerPoint по аспектам языка;
- выявление способов совершенствования воспитательного и развивающего потенциала лабораторных и практических занятий в зависимости от цели и содержания образования;
- определение культуроведческих компонентов для включения в содержание учебной дисциплины «Английский язык» для студентов неязыковых специальностей;
- разработка методических рекомендаций для преподавателей по использованию учебных Интернет- ресурсов на занятиях по иностранному языку.
По результатам исследования подготовлено 2 монографии и более 65 публикаций. Преподавателями кафедры также оформлены 12 актов о внедрении результатов НИОКР в учебный процесс.
ПУБЛИКАЦИИ:
- монографии:
1. Сажина, Е.В. Полемический дискурс. Языковое воплощение структурных, функционально-прагматических и лингвокультурных особенностей: монография / Е.В. Сажина. – Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 260 с.
2. Протопопова, Т.В. Поэтика экспрессионистских новелл Леонгарда Франка (по циклу новелл «Человек добр») / Т.В. Протопопова. – Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 150с.
- практические руководства:
1. Старокожева, В.Ю., Протопопова, Т.В. Английский язык: практическое руководство (для студентов специальности 1–03 02 01 «Физическая культура») / В.Ю. Старокожева, Т.В. Протопопова; М-во образования РБ; Гомельск. гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2011. – 48 с.
2. Старокожева, В.Ю., Акулич, Ю.Е. Английский язык: практическое руководство (для студентов специальности 1‒53 01 02 «Автоматизированные системы обработки информации») / В.Ю. Старокожева, Ю.Е. Акулич; М-во образования РБ; Гомельск. гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2012. ‒ 48 с.
3. Захарова, М.С., Старокожева, В.Ю. Английский язык: практическое руководство (для студентов специальности 1–03 02 01 «Физическая культура») / М.С. Захарова, В.Ю. Старокожева; М-во образования РБ; Гомельск. гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2012. ‒ 47 с.
4. Короткая, М.В., Петухова, Г.Н. Английский язык: практическое руководство (для студентов 1 курса математического факультета специальности 1-31 03 01-02 «Математика (научно-педагогическая деятельность)» по разделу «Геометрия») / М.В. Короткая, Г.Н. Петухова; М-во образования РБ; Гомельск. гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им.Ф.Скорины, 2012. – 46 c.
5. Сажина, Е.В. Английский язык: тексты для чтения и обсуждения: практическое пособие (для студентов 1–2 курсов специальности 1-33 01 02 «Геоэкология») / Е.В. Сажина; М-во образования РБ; Гомельск. гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2012. – 45 с.
- статьи в научных журналах, сборниках из перечня ВАК:
I. Вестник Мозырского государственного педагогического университета имени И.П. Шамякина.
- Чалова, О.Н. Роль категории вежливости в коммуникативной организации научного дискурса / О.Н. Чалова / Веснiк Мазырскага дзяржаỷнага педагагiчнага ỷнiверсiтэта iм. I.П. Шамякiна. – 2012. – № 2 (35). – С. 113–118.
- II. Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины.
- Сажина, Е.В. Лексико-грамматическая структура текстов проблемных статей (на материале англоязычной прессы) / Е.В. Сажина. // Известия Гомельск. гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – 2012. – № 1 (70). – С. 42–47.
- Захарова, М.С. Семантизация лексем из эпиграфа при рекурренции в тексте произведения / М.С. Захарова // Известия Гомельск. гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – 2012. – № 1 (70). – С. 19–23.
- статьи в зарубежных журналах:
I. Вопросы изучения современных языков и культур (Россия, Санкт-Петербург). – 2012. – № 2.
1. Поборцева, Е.В., Алиферова, Е.А. Особенности организации дистанционного обучения иностранным языкам в вузе. – С. 53–57.
2. Протопопова, Т.В. Мотив крика в живописи и литературе экспрессионизма (Э. Мунк и Л. Франк). – С. 24–29.
3. Сажина, Е.В. Диалогизация откликов читателей в англоязычной прессе. – С. 95–97.
4. Старокожева, В.Ю. Использование принципа наглядности при обучении иностраннму языку на неязыковых специальностях в ВУЗе. – С. 60–63.
5. Хорсун, И.А. Нарицательность имен героев Шекспира. – С. 30–33.
6. Чалова О.Н. Лингвопрагматические особенности научного полемического дискурса (на материале англо- и русскоязычных научных дискуссий. – С. 112–115.
II. Сообщество учителей английского языка: интерактивный научно-методический журнал (Россия, Старый Оскол). – 2012. – № 1.
- Захарова, М.С. Направления и формы организации воспитательной работы в вузе.
- 2. Сажина, Е.В. Эмоциональная составляющая лексического потенциала откликов читателей (на материале англоязычной прессы).
3. Чалова, О.Н. Модели речевого поведения участников научной коммуникации (на материале стенограмм устных научных дискуссий).
III. Сообщество учителей английского языка: интерактивный научно-методический журнал (Россия, Старый Оскол). – 2012. – № 2.
1. Сажина, Е.В. Языковые особенности дискурсивных жанров полемического дискурса.
2. Сажина, Е.В. Особенности организации процесса иноязычного обучения магистрантов неязыковых специальностей заочной формы обучения.
3. Чалова, О.Н. Негативные вербальные реакции в научном полемическом диалоге (на материале английского и русского языков).
4. Чернякова, Е.А. Выражение наиболее значимых концептов английского и французского национальных культурных миров через фразеологические единицы.
IV. Сообщество учителей английского языка: интерактивный научно-методический журнал (Россия, Старый Оскол). – 2012. – № 3.
1. Захарова, М.С. Диактические возможности интерактивных технологий при обучении иностранному языку в высшей школе.
2. Короткая, М.В. Обучение ИТ-студентов профессионально-ориентированной лексике на материале специальных текстов.
3. Протопопова Т.В., Старокожева В.Ю. Аспекты обучения английскому языку на неязыковых факультетах: формирование лексических навыков речи.
4. Петухова, Г.Н. Преимущества использования программы Microsoft PowerPoint на занятиях по иностранному языку.
- статьи в научных изданиях (сборниках научных трудов):
I. Лингвистика и методика в высшей школе. Сборник научных статей (Беларусь, Гродно). – 2012. – Вып. 4.
- Акулич Ю.Е., Старокожева В.Ю. Использование коммуникативно-прагматической ситуации «регулятивность» в обучении говорению на иностранном языке в вузе». – С. 221–227.
- Алиферова Е.А., Поборцева Е.В. Об особенностях реализации принципа коммуникативности средствами интернет-технологий при обучении иностранному языку в вузе. – С. 227–231.
- материалы конференций:
- международных:
- I. VIII mezinárodní vědecko - praktická konference «Moderní vymoženosti vědy – 2012» (19 января 2012 г., Прага).
- Сажина Е.В. Индивидуализация процесса обучения студентов иностранным языкам в вузе. – С. 11–13.
II. Международная научная конференция «Язык. Общество. Проблемы межкультурной коммуникации» (20–21 марта 2012 г., Гродно).
1. Акулич Ю.Е., Старокожева В.Ю. Модульная технология как средство развития студента на занятиях по иностранному языку. – С. 113–115.
2. Хорсун, И.А., Петухова, Г.Н. Национальная специфика фразеологических единиц и способы ее передачи на другой язык. – С. 115–118.
3. Чалова, О.Н. Объем и границы диалогических единств в устной научной дискуссии (на материале английского и русского языков). – С. 126–128.
III. Международная научно-практическая конференция «Пути повышения качества профессиональной подготовки педагога» (29–30 марта 2012 г., Мозырь).
- Акулич Ю.Е., Старокожева В.Ю. Организация дифференцированного подхода при обучении иностранному языку на неязыковых специальностях в вузе. – С. 96–98.
- Алиферова Е.А., Поборцева Е.В. Условия формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. – С. 56–59.
- Костырко М.Ф., Старокожева В.Ю. Функции педагогического мониторинга в вузе. – С. 110–112.
- Хорсун, И.А. Виртуальная среда как одно из условий развития профессиональной компетентности специалиста. – С. 94–96.
- Чалова, О.Н. Повышение качества преподавания иностранного языка в вузе. – С. 209–211.
- III. Международная научно-практическая конференция молодых исследователей «Содружество наук. Барановичи-2012» (23–24 мая 2012 г., Барановичи).
- Акулич Ю.Е., Старокожева В.Ю. Преимущества использования интернет-технологий на занятиях по иностранному языку в учреждениях высшего образования.
- IV. Международная научно-практическая конференция «Язык – когниция – социум» (12 – 13 ноября 2012 г., Минск).
- Сажина, Е.В. Социокультурный след в языке полемического дискурса. – С. 137–139.
- Чалова, О.Н. Речевое поведение участников научной дискуссии в ситуации полемического общения. – С. 189–191.
VI. Международная научно-методическая конференция «Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: подготовка кадров в условиях инновационного развития Республики Беларусь» (14–15 июня 2012 г., Гомель).
1. Петухова, Г.Н., Хорсун, И.А. Культура речи как языковая политика. – С. 156–158.
- республиканских:
- I. XVI Республиканская научная конференция «Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков» (24 февраля 2012 г., Брест).
- Хорсун И.А. Отзвуки «новаторства» Уолта Уитмена в русской поэзии. – С. 129 – 131.
- Акулич Ю.Е., Старокожева В.Ю. Роль коммуникативно-прагматической ситуации «коммуникативная эмоциональность и приветливость» в литературе. – С. 20–22.
- Чалова, О.Н. Структурные модели диалогических единств в устной научной дискуссии (на материале английского и русского языков). – С. 40 – 42.
- Поляк, Н.Ю., Акулич, Ю.Е. Проблемы становления и развития духовно-нравственного потенциала молодежи. – С. 126 – 128.
- Протопопова Т.В. Категории времени и пространства в цикл еновелл Л.Франка «Человек добр». – С. 192–195.
- II. Республиканская научно-практическая конференция «Идейно-нравственное и духовное саморазвитие учащейся и студенческой молодежи» (25 октября 2012 г., Гомель).
- Алиферова Е.А., Поборцева Е.В. Основы формирования правовой культуры при организации процесса обучения в вузе. – С. 185–188.
- Старокожева В.Ю., Протопопова Т.В. Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции студентов. – С. 42–45.
- Сажина, Е.В. Особенности организации процесса идейно-нравственного и духовного воспитания студенческой молодежи (на примере работы кафедры английского языка). – С. – 162–164.
- Акулич Ю.Е., Старокожева, В.Ю. Духовное развитие студентов неязыковых специальностей в вузе. – С. 110 – 112.
- III. III Республиканская научно-практическая конференция «Использование передовых технологий обучения в учреждении образования» (20-21 октября 2012 г., Гродно).
- Старокожева, В.Ю., Протопопова, Т.В. Использование сказкотерапии при обучении иностранному языку в начальной школе. – С. 409–412.
- IV. IX Республиканская научно-практическая конференция преподавателей и студентов «Образовательные перспективы в изучении иностранных языков» (21 марта 2012 г., Брест).
- Захарова, М.С., Старокожева, В.Ю. Направления и формы организации идейно-воспитательной работы в ВУЗе. – С. 409–412.
V. IV Республиканская научно-практическая конференция «Коммуникативные технологии в системе современных экономических отношений» (2-3 февр. 2012 г., Минск).
1. Сажина, Е.В. Лексическая структура комментариев (на материале англоязычного экономического дискурса). – С. 32–33.
- областных, вузовских:
- I. IХ межвузовская научно-практическая конференция преподавателей и студентов «Образовательные перспективы в изучении иностранных языков» (21 марта 2012 г., Брест).
- Хорсун, И.А., Петухова, Г.Н. Внедрение новых информационных технологий на уроках иностранного языка. – С. 198 – 201.
II. Научно-методическая конференция «Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: подготовка кадров в условиях инновационного развития Республики Беларусь» (14-15 марта 2012 г., Гомель).
- Акулич, Ю.Е. Роль информационных ресурсов в организации самостоятельной работы студентов. – С. 18 – 21.
- Акулич, Ю.Е., Старокожева, В.Ю. Работа куратора как вид профессионально-педагогической деятельности. – С. 27–29.
- Бурцева, Г.В., Акутина, Л.И. Роль английского языка в профессиональной адаптации будущих специалистов. – С. 43–45.
- Короткая, М.В., Петухова, Г.Н. Роль английского языка в подготовке квалифицированных IT-специалистов. – С. 164 – 167.
- Костырко, М.Ф., Старокожева, В.Ю. Оценка качества учебного процесса в ГГУ им. Ф. Скорины. – С. 181–183.
- Захарова М.С., Сажина Е.В. Оптимизация процесса иноязычного обучения (на примере магистрантов и аспирантов неязыковых специальностей). – С. 124 – 127.
- Сокорева, С.И. Дидактический потенциал проектной методики обучения иностранному языку. – С. 270–273.
- Старокожева В.Ю., Протопопова Т.В. Специфика работы куратора по приобщению к иноязычной культуре. – С. 274 – 276.
- Протопопова, Т.В., Старокожева, В.Ю. Профессиональное развитие студентов неязыковых специальностей. – С. 242–244.
- Алиферова Е.А., Поборцева Е.В. К вопросу о воспитательных аспектах процесса обучения иностранному языку в вузе. – С. 21–24.
- Протопопова, Т.В. Казимирский, Г.Л. О важности самостоятельной работы над языком в процессе учебной деятельности студентов. – С. 61 – 64.
- Кузьминых, Л.П., Смолова, Т.В. О проблеме формирования социокультурной и профессиональной компетенции студентов при изучении иностранных языков. – С. 353–356.
- Смолова Т.В., Кузьминых Л.П. О применении информационных технологий в дистанционном обучении иностранным языкам. – С. 250–252.
- Чалова, О.Н. Воспитательный потенциал занятий по иностранному языку. – С. 370–371.