Материалы

НИР кафедры 2013

В 2013 году преподаватели кафедры английского языка проводили исследования по теме «Информационно-интерактивные технологии в преподавании иностранных языков и межкультурной коммуникации. Основными направлениями научной деятельности кафедры явились:

 - изучение теоретических основ и определение методических возможностей технологии тестирования для контроля уровня усвоения грамматики в рамках модулей для студентов неязыковых специальностей;

 - изучение теоретических основ и определение методических возможностей технологии модульного обучения лексике в рамках модулей для студентов неязыковых специальностей;

 -  изучение теоретических основ и определение методических возможностей проектной технологии, как способа моделирования социального взаимодействия в рамках языковой подготовки магистрантов;

 - изучение теоретических основ и определение методических возможностей технологии использования компьютерных программ при организации самостоятельной работы студентов, направленной на развитие лексических и грамматических навыков;

 - определение культуроведческих компонентов для включения в содержание учебной  дисциплины «Английский язык» для студентов неязыковых специальностей;

 - разработка электронных тестирующих программ по модулям «Существительное», «Артикль», «Прилагательное», «Местоимение», «Глагол. Времена», «Модальные глаголы»  для студентов неязыковых специальностей.

 

По результатам исследования подготовлено 66 публикаций.

ПУБЛИКАЦИИ

 

  • статьи в научных журналах, сборниках из перечня ВАК

     I. Вестник Мозырского государственного педагогического университета имени И.П. Шамякина. - 2013.- № 4 (41).

1. Сажина, Е.В. Языковые признаки согласия/несогласия в  англоязычных и русскоязычных откликах читателей (на материале британской и белорусской прессы) / Е.В. Сажина / Веснiк Мазырскага дзяржаỷнага педагагiчнага ỷнiверсiтэта iм. I.П. Шамякiна ; редкол. : В.В. Валетов (отв. ред.) [и др.]. – Мозырь : Мозыр. гос. пед ун-т им. И.П. Шамякина. – 2013. – С. 113–118.

II. Штомесячны навуковы i метадычны часопiс «Роднае слова».

1. Хорсун, І.А. Станаўленне санета i яго агульныя характарыстыкi / І.А. Хорсун / Штомесячны навуковы i метадычны часопiс «Роднае слова». – Беларусь, 2013.

2. Хорсун, І.А. Мастацкі пераклад / І.А. Хорсун / Штомесячны навуковы i метадычны часопiс «Роднае слова». – Беларусь, 2013.

3. Хорсун, І.А. Мастацкая індывідуальнасць санетнай формы / І.А. Хорсун / Штомесячны навуковы i метадычны часопiс «Роднае слова». – Беларусь, 2013.

III. Вестник Черниговского государственного педагогического университета им. Т.Г. Шевченко. – Украина, 2013.

1. Хорсун, И.А. Концептуальные оппозиции в сонетах У. Шескпира. – С. 24–29.  

 

- статьи в зарубежных журналах

     I. Вопросы изучения современных языков и культур: лингвистика, журналистика, методика преподавания иностранных языков. № 3. – Санкт-Петербург, 2013.

1. Чалова, О.Н. Косвенные вопросы (на материале стенограмм устных научных дискуссий) / О.Н. Чалова // Вопросы изучения современных языков и культур: лингвистика, журналистика, методика преподавания иностранных языков : междунар. сб. науч. статей : отв. ред. И.С. Макарова ; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУВПО «Санкт-Петербургский. гос. ун-т сервиса и экономики». – СПб. : Санкт-Петербургский. гос. ун-т сервиса и экономики. – 2013. – С. 119–122.

2. Захарова, М.С. Проблема интертекстуальности текста и подходы к ее решению / М.С. Захарова // Вопросы изучения современных языков и культур: лингвистика, журналистика, методика преподавания иностранных языков: междунар. сб. науч.  ст. / Мин-во образ. и науки РФ; Санкт-Петербургский гос. ун-т сервиса и экономики ;  под ред. : Н.А. Трофимовой,  И.В. Григорьева [и др.]. – Спб.: Изд-во СпбГУСЭ, 2013.  –  С. 82–85.

3. Лозовская, Т.В. Обучение английскому языку студентов неязыковых факультетов с использованием технологии Blended learning / Т.В. Лозовская // Вопросы изучения современных языков и культур: лингвистика, журналистика, методика преподавания иностранных языков : междунар. сб. науч. статей : редкол. : Н.А. Трофимова, И.В. Григорьева [и др.]. – Спб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2013. – С. 21–25.

4. Старокожева, В.Ю. Образ женщины как «чуда» в произведениях американских поэтов ХХ в.  / В.Ю. Старокожева // Международный сборник научных статей «Вопросы изучения современных языков и культур: лингвистика, журналистика, методика преподавания иностранных языков». – Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики. – СПб, 2013. – С. 136–138.

5. Сажина, Е.В. Языковые средства выражения аргументов в вопросном аргументативном блоке в полемическом дискурсе / Е.В. Сажина // Вопросы изучения современных языков и культур: лингвистика, журналистика, методика преподавания иностранных языков. Междунар. сборник науч. статей / Под. ред. Н.А. Трофимовой, И.В. Григорьева и др. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2013. – С. 116 – 119.

     II. Сообщество учителей английского языка: Интерактивный научно-методический журнал. – 2012. – № 3.

1.      Акулич, Ю.Е. Тестирование как средство контроля уровня владения грамматическими навыками / Акулич Ю.Е. // Современные проблемы лингводидактики и теории языка: интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка» [Электронный ресурс]. – 2013. – № 3. – Режим доступа: http://tea4er.ru/home/volume3. – Дата доступа: 24.03.2013.

2. Чалова, О.Н. Роль различных типов реплик в развитии научного диалога (на материале английского и русского языков) / О.Н. Чалова // Сообщество учителей английского языка : интерактивный научно-методический журнал ; редкол. : А.П. Гулов (отв. ред.) [и др.]. – Старый Оскол. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://tea4er.ru/home/volume3. – Дата доступа : 30.05.2013.

3. Бурцева, Г.В. Особенности обучения навыкам делового общения на английском языке / Г.В. Бурцева, Л.И. Акутина. Международный сборник научных статей. Вопросы изучения современных языков и культур; лингвистика, журналистика, методика преподавания иностранных языков. Под ред. Н.А. Трофимовой, И.В. Григорьева и др. – СПб.; Изд.-во СПбГУСЭ, 2013. – 159 с.

4. Лозовская, Т.В. Технология смешанного обучения как способ формирования мотивации изучения английского языка у студентов неязыковых специальностей / Т.В. Лозовская // Сообщество учителей английского языка : интерактивный научно-методический журнал ; редкол. : А.П. Гулов (отв. ред.) [и др.]. – Старый Оскол. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://tea4er/home/volume3. – Дата доступа : 30.04.2013.

5. Кузьминых Л.П. О профильно-ориентированном обучении иностранному языку: экономическое направление/ Сообщество учителей английского языка:      Интерактивный     научно-методический журнал [Электронный ресурс] . – Россия,Старый Оскол,2013. – Режим доступа: //tea4er.ru/home/volume 3. – Дата

доступа: 25.03.2013.

6. Сажина, Е.В. Языковые характеристики цитатного аргументативного блока в полемическом дискурсе печатных СМИ / Е.В. Сажина // Сообщество учителей английского языка: Интерактивный научно-методический журнал [Электронный ресурс]. – 2013. – № 3. – Режим доступа: http://tea4er.ru/home/volume3/3152-2013-03-03-14-30-44. – Дата доступа:

03.03.2013.

       III. Сообщество учителей английского языка: Интерактивный научно-методический журнал. – 2012. – № 4.

1.      Акулич, Ю.Е. Электронное тестирование в обучении иностранному языку/ Акулич Ю.Е. // Современные проблемы лингводидактики и теории языка: интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка» [Электронный ресурс]. – 2013. – № 4. – Режим доступа: http://tea4er.ru/home/volume4. – Дата доступа: 10.11.2013.   

2. Чалова, О.Н. Участие метакоммуникативных речевых действий в коммуникативной и структурной организации устной научной дискуссии/ О.Н. Чалова // Сообщество учителей английского языка : интерактивный научно-методический журнал ; редкол. : А.П. Гулов (отв. ред.) [и др.]. – Старый Оскол. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://tea4er.ru/home/volume4. – Дата доступа : 15.11.2013.

3. Бурцева Г.В. Из опыта работы по формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов экономических специальностей / Г.В.Бурцева, Л.И. Акутина  Сообщество  учителей английского языка: Интерактивный научно-методический журнал [Электронный ресурс]. – 2013. – Nо 3. – Режим доступа;       http;// tea4er.ru/home/volume3/3153-2013-03-03-14-40-15./ Дата доступа; 03.03.2013

4. Вегеро, М.В. Портфолио как метод оценки при обучении иностранному языку в вузе / М.В. Вегеро // Сообщество учителей иностранного языка : интерактивный наусно-методический журнал ; редкол. : А.П. Гулов (отв. ред.) [и др.]. – Старый Оскол. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://tea4er.ru/home/volume4. – Дата доступа : 20.11.2013.

5. Вегеро, М.В. Пути интенсификации процесса обучения иностранному языку в разноуровневых группах / М.В. Вегеро // Сообщество учителей иностранного языка : интерактивный наусно-методический журнал ; редкол. : А.П. Гулов (отв. ред.) [и др.]. – Старый Оскол. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://tea4er.ru/home/volume4. – Дата доступа : 20.11.2013.

6. Захарова, М.С. Диалогичность как категориальное свойство текста /              М.С. Захарова //  Сообщество учителей английского языка : интерактивный научно-методический онлайн-журнал  [Электронный ресурс]. – Россия, Старый Оскол, 2013. – Режим доступа : http: //tea4er.ru/home. – Дата доступа : 14.12.2013.

7. Захарова, М.С. Образовательные возможности модульной системы обучения в вузе /  М.С. Захарова //  Сообщество учителей английского языка : интерактивный научно-методический онлайн-журнал  [Электронный ресурс]. – Россия, Старый Оскол, 2013. – Режим доступа : http: //tea4er.ru/home. – Дата доступа : 21.12.2013.

8. Короткая, М.В. К вопросу об особенностях использования индивидуального подхода при обучении IT-студентов английскому языку / М.В. Короткая // Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка» [Электронный ресурс]. – 2013.

9. Старокожева, В.Ю. Формирование социокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку на неязыковых специальностях в вузе. / В.Ю. Старокожева // Сообщество учителей английского языка: Интерактивный научно-методический журнал. – 2013.

10. Петухова, Г.Н. Студенческая конференция как один из видов самостоятельной работы / Г.Н. Петухова // [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: tea4er.ru/volume4/3244-2013-05-02-15-05-43 – Дата доступа: 14.05.2013.

11.    Петухова, Г.Н. Чтение вслух как средство понимания значения иноязычного текста / Г.Н. Петухова // [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.tea4er.ru/volume4/3491-2013-11-10-14-19-02 – Дата доступа: 07.12.2013.

12. Сажина, Е.В. Репертуар языковых средств воздействия в откликах читателей в контрастивном аспекте / Е.В. Сажина // Сообщество учителей английского языка: Интерактивный научно-методический журнал [Электронный ресурс]. – 2013. – № 4. – Режим доступа: http://www.tea4er.ru/volume4/3492-2013-11-10-14-59-41. – Дата доступа:

11.11.2013.

13. Сажина, Е.В. Особенности организации процесса иноязычного обучения магистрантов неязыковых специальностей дневной формы обучения / Е.В. Сажина // Сообщество учителей английского языка: Интерактивный научно-методический журнал [Электронный ресурс]. – 2013. – № 4. – Режим доступа: http://www.tea4er.ru/volume4/3492-2013-11-10-14-59-41. – Дата доступа:

11.11.2013.

14. Чернякова, Е.А. Методология лингвокультурологического и лингвострановедческого исследования фразеологии / Е.А. Чернякова // Сообщество учителей английского языка: Интерактивный научно-методический журнал [Электронный ресурс]. – 2013. – № 4. – Режим доступа: http://www.tea4er.ru/volume4/3492-2013-11-10-14-59-41. – Дата доступа:

10.11.2013.

 15. Чернякова, Е.А. Коммуникативная значимость фразеологических единиц с национально-культурной семантикой / Е.А. Чернякова // Сообщество учителей английского языка: Интерактивный научно-методический журнал [Электронный ресурс]. – 2013. – № 4. – Режим доступа: http://www.tea4er.ru/volume4/3492-2013-11-10-14-59-41. – Дата доступа:

10.11.2013.

     

  • статьи в научных изданиях (сборниках научных трудов)

I. Лингвистика и методика в высшей школе. Сборник научных статей, выпуск 5. - Гродно, 2013.

  1. Сажина, Е.В. Методические возможности проектной технологии как способа моделирования социального взаимодействия в рамках языковой подготовки магистрантов. – С. 98–102.

II. Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранного языка. Выпуск 3. – Гомель, ГГУ им. Ф Скорины, 2013.

1. Бурцева, Г.В. Система упражнений для формирования иноязычной профессиональной компетентности студентов-экономистов / Г.В. Бурцева, Л.И. Акутина. – С. 42–46.

2. Акулич, Ю.Е. Использование презентаций powerpoint при обучении говорению на основе коммуникативно-прагматических ситуаций. – Гомель, 2013. – С. 32–36.

3. Захарова, М.С. Функциональные аспекты интертекстуальности в художественном тексте /   М.С.   Захарова   //  Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранного языка: сб. науч. ст. Вып.3. /   М-во образования РБ, Гомел. гос. ун-т им. Ф. Скорины; редкол.: Л.И. Богатикова (отв. ред.) [и др.]. – Гомель,  2013. – С. 93–97.

4. Короткая, М.В. Тестирование как способ контроля уровня усвоения иноязычного материала / М.В. Короткая // «Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранного языка» : сб. науч. ст. / ГГУ им. Ф. Скорины ; в авторск. ред. – Гомель, 2013. – С. 130–135.

5. Лозовская, Т.В. Применение технологии “Blended learning” в обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей / Т.В. Лозовская // Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранного языка : сб. науч. статей : редкол. : Г.Н. Игнатюк (отв. ред.) [и др.]. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2013. – С. 143–148.

6. Хорсун, И.А. Определение методических возможностей технологии модульного обучения грамматике иностранного языка / И.А. Хорсун / Сборник научных статей «Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранного языка». – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2013. – С. 158–162.

7. Старокожева, В.Ю. Образ моря в интимной лирике американских и белорусских поэтов ХХ в. (на примере стихотворений А. Вертинского и М. Райана) / В.Ю. Старокожева // Сборник научных статей «Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранного языка», Выпуск 3. – УО «ГГУ им. Ф. Скорины». – Гомель, 2013. –  С. 107–110.

8. Чалова, О.Н. Особенности коммуникативного поведения участников научного диалога / О.Н. Чалова / Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков : сб. науч. тр. : редкол. : Г.Н. Игнатюк (отв. ред.) [и др.]. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2013. – С. 156–158.

9. Петухова, Г.Н. Возможности использования модульной системы при обучении иностранному языку. – С. 152–156.

10. Сажина, Е.В. Фактический аргументативный блок в полемическом дискурсе. – С. 57–61.

11. Поляк, Н.Ю. Контактоустанавливающая функция в политическом дискурсе. – С. 44–48.

12. Чернякова, Е.А. Факультативные занятия по английскому языкку для студентов IT специальностей. – С. 169–172.

III. Христианский гуманизм и его традиции в славянской культуре. Выпуск 6. – Гомель, ГГУ им. Ф Скорины, 2013.

1.  Акуліч, Ю. Е. Вясельная традыцыя ў Беларусі і Вялікабрытаніі: агульныя і адметныя рысы. – С. 5–7.

2. Лозовская, Т.В. Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках английского языка / Т.В. Лозовская // Христианский гуманизм и его традиции в славянской культуре : сб. науч. статей : редкол. : Т.Н. Усольцева (отв. ред.) [и др.]. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2013. – С. 156–159.

3. Старокожева, В.Ю. Особенности выражения чувственного аспекта в американской лирике ХХ в. (Г. Киннел «После любви мы слышим шаги»). – С. 168–172.

IV. Фалькларыстычныя даследванні: кантэкст, тыпалогія, сувязі. Выпуск 10. – Мінск, БДУ, 2013.

1.  Акуліч, Ю. Е. Камунікатыўная прырода вясельнай абраднасці ў працах беларускіх фалькларыстаў. – С. 49–55. 

 

  • Материалы конференций

 

-         международных:

  1. I.                  IV Международная научная конференция, 28-29 ноября 2013г., Минск.
  2. Акулич Ю.Е. Метод рейтинговой системы оценки знаний студентов изучающих иностранный язык. – С. 11–13.

II. Международная научная конференция «Актуальные проблемы романо-германской филологии и методики преподавания иностранных языков», 25 октября 2013, ГГУ им. Ф. Скорины, Гомель.

    1. Акулич, Ю.Е. Метод рейтинговой системы оценки знаний студентов изучающих иностранный язык. – С. 113–115.

     2. Хорсун, И.А., Петухова, Г.Н. Национальная специфика фразеологических единиц и способы ее передачи на другой язык. – С. 115–118.

     3. Чалова, О.Н. Имплицитность в научном дискурсе. – С. 179–183.

     4. Захарова, М.С. Методические возможности технологии модульного обучения. – С. 34–36.

     5. Акулич, Ю.Е. Применение электронных тестирующих программ для контроля уровня владения студентами грамматики английского языка. – С. 55–58.

     6. Лозовская, Т.В. Использование музыкальных произведений при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей. – С. 71–74.

     7. Старокожева, В.Ю. Социокультурный компонент в процессе обучения иностранному языку на неязыковых специальностях в вузе. – С. 104–108.

     8. Сажина, Е.В. Фактический аргументативный блок в полемическом дискурсе. – С. 176–179.

 

III IV Международная научная конференция, 28-29 ноября 2013г. ГНУ Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси. – Минск, 2013.

  1. Акулич, Ю.Е. Камунікатыўныя структуры ў кантэксце вясельнай абраднасці Гомельшчыны: функцыя, мастацкая форма. – С. 96–98.

IV. Международная научная конференция «Контрастивные исследования языков и культур», МГЛУ, 29-30 октября  2013 г., г. Минск.

        1. Сажина, Е.В. Межтекстовые вопросно-ответные комплексы в англоязычном и русскоязычном полемическом дискурсе печатных СМИ. – С. 89–92.

 

-         республиканских:

  1. I.                  XVII Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков», 21–22 февраля 2013 г., Брест.
  2. Сажина, Е.В. Отклики читателей как жанр британской и белорусской прессы. – С. 129–131.
  3. Чалова, О.Н. Репертуар вербальных реакций на вопрос оппонента в устной научной дискуссии. – С. 256–259.

 

-         областных, вузовских:

I. Научно-методическая конференция «Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: модернизация высшего образования как определяющий фактор развития университета». – УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 14-15 марта 2013 г. - Гомель, 2013 г.

  1. Акулич, Ю.Е. Метод рейтинговой системы оценки знаний студентов изучающих иностранный язык.
  2. Кузьминых Л.П.  О профильно-ориентированному обучении иностранному языку: экономическое направление / Л.П. Кузьминых, Т.В. Смолова.
  3. Смолова Т.В. О применении информационных образовательных технологий при обучении иностранному языку / Т.В. Смолова, Л.П. Кузьминых.
  4. Хорсун, И.А. Определение культуроведческих компонентов учебной дисциплины «Иностранный язык».
  5. Старокожева,  В.Ю. Формирование социокультурной толерантности на занятиях по иностранному языку в вузе.

 

 

Контактная информация

Адрес246019,г.Гомель,ул.Советская, 102 (корпус 5)

Телефон:  +375 (232) 57-61-93

Интернет-адрес:  http://forlang.gsu.by

Декан факультета:  Сажина Елена Владимировна